Кинопоказ: "Мисима. Жизнь в четырёх главах"

Кинопоказ
12.03.2019, начало в 19:00
Во вторник, 12 марта, в 19:00 проводим кинопоказ совместно с сухумским киноклубом и смотрим фильм Пола Шредера о японском писателе Юкио Мисиме. Этот фильм- попытка языком кинематографа отобразить основные вехи в жизни и творчестве великого современного писателя. Мисима в японской, да и  в мировой литературе фигура заметная, о нём можно говорить много. Конечно, западному человеку сложно разобраться в психологии человека восточного,тем более-творческого. Тем не менее, фильм был отмечен в Канне в 1985 году, получив приз за художественные достоинства.

Возможный скепсис перед просмотром этой картины связан с именем режиссера — американцем Полом Шредером. Можно заочно предположить, что он может не справиться с задачей понять и объяснить зрителям историю великого японского писателя Юкио Мисимы. Культурные различия слишком сильны.
Людям мало знакомым с творчеством Мисимы будет сложно разобраться в мотивах его последней «выходки» — попытке поднять военный мятеж и совершении сэппуку после провала этой затеи. И  возможно, именно Полу Шредеру удалось это сделать мастерски.

25 ноября 1970 года. Знаменитый японский писатель Юкио Мисима встал рано утром, надел военную форму и вместе с соратниками из «Общества щита» отправился на базу сухопутных войск сил самообороны в Итигая с целью призвать солдат совершить государственный переворот. По пути Мисима вспоминает свою жизнь и ее влияние на его произведения.

Подобно большинству историй, рассказывающих про жизнь Юкио Мисимы, фильм Пола Шредера, начинается с конца — последнего дня жизни писателя, когда он и несколько приближенных членов его частной военной организации «Общество щита» совершили попытку устроить переворот. События того дня становятся лейтмотивом для всего фильма. Тем не менее, вставками из флэшбэков и театрализованных инсценировок романов писателя, режиссер более полно рассказывает историю Юкио. Такой подход позволяет «разбить» фильм на четыре части:
Красота, Искусство, Действие и Гармония пера и меча (смерть) — основные темы, поднимаемые в творчестве Мисимы.

Стоит упомянуть оригинальные визуальные решения. События прошлого предстают перед зрителем в черно-белом виде. Эти воспоминания важны зрителю, для понимания сюжета и характера писателя. Однако для самого Мисимы, это всего лишь вторичные, выцветшие, чуть ли не бытовые кадры. Яркие цвета и образность свойственна сценам, где разыгрываются театрализованные действия романов писателя («Золотой храм», «Дом Киоко» и «Убегающие лошади»).  Даже внутри этих сюжетов можно уловить те мотивы, которые поделили весь фильм на главы. События того самого дня, когда главный герой со своими последователями устраивает «маленький спектакль» представлены  на стыке двух пластов жизни писателя: его жизни и творчества. С одной стороны, история рассказывается с документальной точностью, но цвета, церемониальность и торжественность всего действа может натолкнуть на мысль, что мы наблюдаем за неким театральным представлением.

Стремление к прекрасному и жажда смерти — две, казалось бы, противоречащие друг другу одержимости Мисимы. Это противоречие объясняется убеждением Мисимы, что «мужская жажда красоты совсем иной природы, чем у женщины: у мужчины это всегда желание смерти…». Юкио посвятил этим абстракциям свою жизнь, стремясь к эстетике везде: в романах, пьесах, рассказах. Занявшись культуризмом, он довел до совершенства свое тело, саму историю своей жизни он хотел превратить в нечто прекрасное. Но Мисима был убежден, что красота и смерть навсегда связаны между собой, дополняют друг друга и, подобно героям своих произведений, он должен уничтожить эту красоту, уничтожить себя.

Большая заслуга режиссера состоит в том, что ему удалось передать, что в поступке Юкио Мисимы было мало политики, это был не маразм или умопомрачение. Писатель хотел совершить последний жест в своей жизни, последнее «Деяние» и шел к нему долгие годы. И в контексте всей истории жизни великого японского писателя, такой финал кажется сообразным.

Если занудствовать, то можно заметить, что людям, знакомым с историей Юкио Мисимы, фильм вряд ли откроет что-то новое, а случайному зрителю не покажет полную картину блестящей жизни писателя. Но вряд ли это возможно сделать в масштабе двухчасового фильма.